Финляндия ограничила граждан «третьих стран» в правах на владение земельными участками на территории страны

Источник фото: Pixabay.com.
Источник фото: Pixabay.com.
Незадолго до окончания срока полномочий нынешнего созыва финский парламент одобрил законопроект, ограничивающий граждан «третьих стран» в правах на владение земельными участками на территории страны. Сразу отмечу, что под действие нового закона попадают как граждане России, так и обладатели финского и российского гражданства. Новый закон должен вступить в силу в 2020 году.

Об этом сегодня сообщает Yle.

Наверное, стоит уточнить, что под «третьими странами» в финском бюрократическом языке понимаются государства, не входящие в Европейский союз и Европейскую экономическую зону. И хотя под действие закона попадают граждане всех других стран, в том числе оставшейся за пределами многих европейских объединений Швейцарии, поводом к изменению финского законодательства послужили ситуации, в которых фигурировали именно российские граждане.

В будущем гражданин страны, не входящей в ЕС и ЕЭС, должен получить в министерстве обороны отдельное разрешение на покупку земельного участка с расположенными на нем строениями. Лицензию придется запрашивать также организациям, зарегистрированным и действующим на территории одной из стран ЕС и ЕЭС, однако в которых «как минимум 1/10 часть влияющих на принятие решений сил» расположена за пределами этих государств. Помимо прямого запрета на сделку, финские власти оставили за собой право отчуждения и право приоритетного приобретения стратегических земельных участков.

Положения закона не касаются сделок по купле и продаже земельных участков на демилитаризованных Аландских островах и покупки акций, дающих право на пользование недвижимостью в многоквартирных домах и таунхаусах. Эти сделки и в дальнейшем можно будет совершать без согласования с властями.

Правительство постаралось сделать формулировку закона как можно более общей, чтобы запрещать продажу земли только в случае крайней необходимости. По мнению законодателей, разрешение на сделку можно выдать, если нет опасений, что она может «затруднить организацию обороны страны, контроль за территориальной целостностью, а также обеспечение безопасности границ и надежности энергоснабжения».

В интервью изданию IS советник министерства обороны Матиас Вартса не смог назвать конкретных сроков рассмотрения заявки на покупку от граждан третьих стран, однако заявил, что целью является как можно более быстрое рассмотрение. На связанную с этим бюрократию, по его словам, потребуется труд 4 или 5 чиновников.

В данный момент в Финляндии сделки иностранцев с недвижимостью отдельно никак не регулируются. До 1993 года всем иностранным гражданам требовалось разрешение на покупку недвижимости, после чего лицензирование сделок стало касаться в первую очередь приграничных территорий и всех лиц, не проживающих в Финляндии – независимо от гражданства. После вступления страны в Европейский союз, в 1999 году все ограничения были сняты.

Сейчас, по мнению правительства, необходимость контроля назрела в связи с изменением общей ситуации в области безопасности.

«Тревожным фактором можно считать отдельные сделки с недвижимостью, происходящие в близости от стратегических объектов, при которых лицо, обладающее настоящим правом принятия решений, скрывается за различными посредниками, связь с владельцами недвижимости оказывается невозможной или использование недвижимости каким-либо образом отличается от обычного», – заключается в обосновании законопроекта.

В особенности власти Финляндии обеспокоены киберугрозами, которыми они собственно и объясняют необходимость изменения законодательства.

«Целью иностранного государства может быть, например, усиление собственного влияние или ограничение свободы действия финских официальных лиц. Для такого гибридного влияния может быть использована также недвижимость. С помощью покупки недвижимости на стратегических территориях можно пытаться закрепиться в Финляндии, ослабить способность финских властей действовать, предоставлять недвижимость для незаконной разведки или каким-либо иным образом способствовать достижению целей иностранного государства. Обеспечение безопасности государства предполагает, что у властей есть четкая картина связанных с недвижимостью рисков и арсенал методов, с помощью которых можно предупредить или на крайний случай вмешаться в случай обладания недвижимостью, который ослабляет безопасность».

Представление госсовета было подано 29 ноября прошлого года – спустя всего два месяца после того, как в архипелаге Турку началась громкая история с фирмой Airiston helmi и в тот же день, когда уездный суд Варсинайс-Суоми подтвердил конфискацию имущества на 3,5 миллиона евро, которого требовал стоящий за компанией гражданин России. Общественности до сих пор неизвестны подробности этого дела. Полиция сообщила, что подозревает компанию в отмывании денег, однако настоящие масштабы этой деятельности могут оказаться гораздо больше заявленных. Входящего в руководство фирмы россиянин, которые управлял Airiston helmi через оффшоры, пока не допросили, хотя он через своего помощника выразил готовность сотрудничать со следствием. По данным Yle, финские власти не считают, что деятельность компании угрожала национальной безопасности, однако не объясняют, с чем связано участие в операции по задержанию четырех сотен сотрудников государственных служб.

Впрочем, ситуация с Airiston helmi стала скорее совпадением и еще одним напоминанием властям о необходимости поправок в законодательство. Первые подозрения о том, что Россия скупала земельную собственность для военных нужд, появились у полиции безопасности в 2016 году. МИД России заявил, что подобные подозрения – это проявление русофобии, но уже весной 2017 года началась подготовка законопроекта об ограничении права на приобретение земли иностранными гражданами. Депутат от СДП Суна Кюмяляйнен даже предположила, что некоторые сделки могут быть отменены. До этого все-таки не дошло, но поправки в итоге приняты.

Оставьте отзыв или комментарий