Приветствую тех, кто меня регулярно читает. К сожалению, сегодня у меня будет для вас не очень хорошая новость. Эстонские чиновники посидели, подумали, почесали в затылках и пришли к выводу, что владельцы недвижимости в Эстонии слишком «жируют». Ну, а так как бюджет тоже надо откуда-то наполнять, то и возникла, вероятно, мысль немножко «подоить» владельцев эстонской недвижимости. О том, как именно будет организован в Эстонии этот процесс «дойки», у нас сегодня и пойдет речь.
Нет, спешу вас успокоить, налог на недвижимость в Эстонии пока не вводится. Впрочем, на мой взгляд, его, может быть, и надо было бы давно уже ввести с условием возможности точечного применения местными самоуправлениями для обложения дорогих особняков и слишком больших поместий эстонских нуворишей. Но, увы и ах! ! К сожалению, на местных нуворишей трудится целая армия опытных адвокатов, поэтому у них везде свои люди, образующие мощное лобби на всех уровнях власти. И именно это лобби не дает Эстонии принять закон о налоге на недвижимость, хотят подобные законы, будучи принятыми, явно себя оправдывают и действуют в большинстве европейских стран уже не одно десятилетие.
Но именно эта невозможность обложения налогом роскошной и дорогой недвижимости заставляет чиновников в своих попытках наполнить государственный и местный бюджеты продолжать все новые и новые попытки поэкспериментировать с земельным налогом. А любые манипуляции с этим налогом, я напомню, отражаются в первую ни на богатых, которые его часто просто не замечают с учетом своих доходов, а на всех нас. Вернее, эти эксперименты с земельным налогом немедленно отражаются на всех, кто в Эстонии чуть-чуть богаче бомжа. Не верите? Скажите, что я сгущаю краски? Отнюдь!
Что? Вы напоминаете мне о том, что в последнее время все владельцы земельных участков площадью до 1500 метров были освобождены от уплаты земельного налога? Верно. Было и есть такое.
Но я обращаю ваше внимание на то, что в Эстонии сейчас освобождается от обложения земельным налогом не общее количество квадратных метров на семью или человека в количестве 1500 метров квадратных, а освобождается только один участок недвижимости на семью и при этом его площадь для освобождения от земельного налога не превышает пресловутые 1500 метров квадратных. Безусловно, лица, имеющие в семейном пользовании участок площадью 1500 метров квадратным с находящимся на этом участке жилым домом, гаражом, баней, теплицами и прочими прибамбасами загородной жизни, по этому освобождающему закону выигрывают.
Но зато здорово проигрывают те, кто живет в городе, например, в одно- или двухкомнатной квартире жилой площадью метров сорок и с землей под этой квартирой в количестве пятидесяти-шестидесяти метров квадратных, но имеют в дополнение к этой городской квартире гараж в гаражном товариществе площадью 25 метров квадратных и дачный участок за городом площадью шестьсот метров квадратных. Знаете, в чем заключается проигрыш этих людей? От уплаты земельного налога у них освобождается только квартира. Или только дачный участок. Или только гараж. Не важно, что именно освобождается в каждом конкретном случае, а важно только то, что от земельного налога освобождается только один кусочек недвижимости из двух-трех или даже четырех, которыми владеет семья,а за всю остальную землю, находящуюся под остальной недвижимостью, то есть за все остальные микро-участки, семье приходится уже платить и платить по полной программе.
Так как в этой ситуации этим людям приходится не только платить земельный налог за гараж и дачный участок, но взимают этот налог с них в гораздо большем размере, чем его бы взимали с них в те времена, когда земельный налог платили все. Вот, и получается. Казна стала получать от земельного налога больше денег, но платить этот земельный налог и наполнять казну приходится в этом случае далеко не самым состоятельным людям. Иными словами, социальной справедливости я по этому вопросу в Эстонии не наблюдаю.
Как было бы справедливо, на мой взгляд, организовать налогообложение земельным налогом в Эстонии? Было бы справедливо освободить от земельного налога 1500 квадратных метров на семью и освободить независимо о того, сколько участков эта освобождаемая площадь в себя включает — один по 1500 метров квадратных или десять земельных участков площадью 150 метров квадратных каждый. Но у нас, в Эстонии,к сожалению, все делается не по социальной справедливости, а делается так, как решит лобби и те, кто за ним стоит…
Именно поэтому меня совсем не радует сегодняшняя новость, к которой я так долго и издалека вас подвожу. Дело в том, что в связи с появлением в 2016 году в Эстонии новой системы оценки земельных участков может существенно измениться и земельный налог.
Поясню. Сейчас за основу взяты результаты плановой оценки земельных участков, проведенной Земельным департаментом в 2001 году, но уже с 2016 года может начать действовать новая информационная система, которая будет создана при сотрудничестве Министерства окружающей среды и Министерства финансов. Напомню, что рулят этими министерствами в последнее время исключительно представители Реформистской партии, успевшие зарекомендовать себя за годы нахождения у власти, как партия, которая совсем не думаете об интересах тех, кого собственно обычно и называют народом. Благодаря этой системе местные самоуправления смогут высчитывать земельный налог хоть каждый год, основываясь на статистике стоимости земельных участков в прошлом году.
Правда, по словам руководителя отдела оценки недвижимости Земельного департамента Андреса Юсса, установление налога на землю отнюдь не означает автоматического роста земельного налога. ”Местное самоуправление будет напрямую смотреть в базе данных, по какой цене продали землю, и это будет взято за основу земельного налога. Местное самоуправление может пойти навстречу человеку и оставить земельный налог на том же уровне”, — заявил буквально Андрес Юсс журналистам газеты Eesti Päevaleht.
Как вам последний пассаж чиновника? Правда, мило? Получается, что при новой системе оценки земли ставки земельного налога будут формироваться по прихоти местного самоуправления .. Точнее, будет формироваться по прихоти конкретного чиновника, представляющего местное самоуправление в отношениях с конкретным человеком.
Получается, что сумел ты договориться с чиновником и он пошел тебе навстречу, снизив земельный налог на эту недвижимость. Не сумел ты договориться с чиновником и доказать ему свою бедность, тогда, как говорится, огребай и плати земельный налог по полной! Кто в этой ситуации выигрывает? На мой взгляд, это вопрос риторический. В стране одноклассников и одногруппников, каковой давно уже является Эстония, проигравшими окажутся все, кто не сидел с чиновником на соседних горшках в детском саду и не бегал с ним на одни школьные вечеринки. Богатые иностранцы наймут себе местных адвокатов, «отслюнявят» им «бабосики» и тоже худо-бедно решат свои проблемы.
Ну, а платить этот повышенный земельный налог в Эстонии будем все мы, кто работает за зарплату от зари до зари, кто не имеет денег на оплату пронырливых адвокатов и кто не ходил с нужным чиновником в один детский сад или в одну школу. Иными словами, господа, готовьтесь к тому, что через два года ваша «хрущёвка» будет обходиться вам на порядок дороже, чем сейчас! Или просто бегите из этой страны одноклассников … пока у вас есть еще силы и здоровье для этого бегства и пока вас где-то еще берут!