Из выставленных 16 августа нарвским департаментом городского имущества и хозяйства на публичные торги 14 «объектов недвижимости» – квартир, «с молотка» ушли только 12. О том, как прошёл последний квартирный аукцион в Нарве, сегодня достаточно подробно написала газета “Виру Проспект”, опубликовавшая на своих страницах материал журналиста Виталия Школа под названием “На квартирном аукционе ажиотажа не наблюдалось”. Этот материал вместе со своими комментариями я и хочу сегодня предложить вашему вниманию.
Спрос на квартиры в Эстонии, в том числе и в Нарве, во многом определяет общую картину экономического рынка. После «квартирно-кредитного» бума и последующего кризисного спада по «температуре» на рынке недвижимости можно судить о благосостоянии и покупательской способности населения.
Судя по предложениям на свободном рынке недвижимости, продающие жилье люди хотят получить за свои квартиры суммы, равные некогда вложенным в них деньгам. Например, за 1-комнатную квартиру в Нарве просят порядка 10 тысяч евро (156 тысяч крон). Это вполне реальная цена такой недвижимости до «бума» 6-7 лет назад.
Городской аукцион, по идее, должен предлагать квартиры по более низкой стартовой цене, но тут есть ряд нюансов: на торги выставляются муниципальные квартиры, обремененные долгами, которые обязан оплатить покупатель. Жильё часто находится в запущенном состоянии.
К тому же на аукционе идет торг, повышающий стоимость, и конечная цена может не намного отличаться от цены рыночной. Немаловажно и то, что на публичных торгах частник вынужден конкурировать с более серьезными игроками – фирмами недвижимости.
Последние торги, прошедшие в нарвской городской ратуше были обставлены по всем правилам аукциона: председательствующий, Александр Перескока с деревянным молотком в руках (эта должность называется лицитатор), люди, поднимающие номера и старающиеся перебить цену конкурента.
Регистрироваться для участия в торгах нужно было два раза: сначала в департаменте городского имущества и хозяйства, где участники называли интересующую их недвижимость и оставляли залог, а затем – за 2 часа до начала торгов, где претендентам выдавали таблички с номерами.
Аукцион, прошедший 16 августа, наглядно показал, что ажиотажного спроса на квартиры в Нарве нет. «Битвы за недвижимость» не наблюдалось, две из 14 квартир ушли за стартовую цену, претенденты еще на два объекта на торги не явились.
Цену повышали плавно: при шаге от 300 до 1000 евро покупатели предпочитали идти по минимуму. Только одна квартира, однокомнатная на Графова, вызвала серьезное соперничество и взлетела в цене почти вдвое, от 2530,90 до 5900 евро. Задолженность по ней составляла 844,94 евро. Итого – 6745 евро.
В связи с падением спроса несколько изменились правила аукциона. Ранее существовало ограничение на количество объектов недвижимости, «отпускаемых в одни руки». Сейчас, по словам организаторов торгов, таких рамок нет, можно участвовать в аукционе и покупать квартир «сколько хочешь».
16 августа «оптовых покупателей» не было, хотя на аукционе присутствовали и фирмы недвижимости, в том числе и таллинские. Это тоже показатель невысокого спроса: фирмам стало невыгодно скупать квартиры, ремонтировать их, не имея четкой перспективы на продажу. Организаторы торгов подтвердили, что случаи покупки сразу нескольких квартир редки.
Так что у частных покупателей появляется больше шансов купить не самую дорогую квартиру на городском аукционе.
Руководитель Нарвского бюро фирмы недвижимости OberHaus Виктор Веево говорит, что аукционные ограничения сняты с целью оживить городской рынок недвижимости, который, как он считает, «стоит».
Но эти меры, по оценке господина Веево, не особо действенны, так как стартовые цены аукциона существенно повысились за счет того, что квартиры продаются с долгами. «Раньше этого не было», – говорит он. Действительно, долг иногда практически равен цене: квартира на Пушкина, предлагавшаяся 16 августа за 3911 евро, имела долг в 3317 евро.
Одной из причин низкого спроса Виктор Веево считает отсутствие у людей денег («люди с достатком квартиры уже имеют»), а также нестабильностью экономики в целом. «Недвижимость сегодня не рассматривается как вложение капитала или долговременная инвестиция, – говорит он. – Думаю, что рынок будет стоять еще пару лет».
Таким образом, предлагаемые на городских публичных торгах относительно дешевые квартиры повышенным спросом не пользуются. Тем не менее, они, как показал последний аукцион, продаются, что позволяет пополнять городской бюджет и покрывать долги бывших нанимателей перед городом и квартирными товариществами.